История джиу-джитсу. Рождение на поле боя (часть 1)
7th January, 2014 | Автор: ЕвгенийВсем доброго времени суток, вот и подошла пора нового цикла статей для раздела “Легенды ММА”. Прежде чем начать своё достаточно продолжительное повествование, позвольте сказать несколько вводных слов.
Изначально я задумывал написать обычную биографию самого первого чемпиона UFC и первого участника зала славы UFC – Ройса Грейси. Погружаясь в работу я всё больше и больше уходил от темы биографии великого бойца, рассказывая о членах его семьи и об их вкладе в развитие боевого искусства известного нам под названием бразильское джиу-джитсу. В какой-то момент, эти отвлечения завели меня в тупик – из наработанного материала конкретно про Ройса было всего-то полторы статьи, а о его родне – на 4 штуки.
В связи с чем я принял решение не заморачиваться и начал уже постепенно работать в направлении всех членов клана Грейси. В ходе работы я позволил себе ряд допущений. Во-первых, это проблема с прописанием имен членов клана. По традиции в семье Грейси в честь выдающихся прородителей имена детям давались преимущественно на буквы “R” и “C”. Правильно их имена читать на родном языке – португальском – Хойс, Хойлер, Хорион, Хиксон. Но лично меня страшно передёргивало называть Райана “Хайаном”, а Роджера “Ходжером”. Да и “Хиксон” как-то звучит глуповато, как “Хикки”. Поэтому я писал имена членов семьи на английский манер.
Во-вторых, разные источники дают разные даты, описания того или иного события и те или иные факты биографии. Насколько они правдивы – судить вам. Если вы знаете какие-то ещё факты, которые я обошел вниманием или же допустил неточность в повествовании – не стесняйтесь, пишите в комментариях.
В-третьих, рассказать о ВСЕХ членах клана трудно, так как не все из них столь выдающиеся личности, и информации о них крайне мало.
За основу я взял не сколько историю зарождения самого клана Грейси, сколько историю зарождения боевого искусства Грейси – бразильского джиу-джитсу. Поехали?
Наша история начинается в IX веке, на небольшом скоплении островных государств, которые вскоре станут известны как Япония. Земельные владения лордов того времени, известные как Даймё столкнулись с гражданскими войнами, и для обеспечения их безопасности лорды стали нанимать наемников воинов из подконтрольных себе земель.
Большинство воинов в этот период были всадниками, вооружённые луком – такое искусство считалось вершиной военной техники, а стрельба из лука считался наиболее важным умением для новобранцев. Эти наемные воины получили привилегированный статус своих местных Дайме в обмен на службу, и со временем это приведет к созданию дворянского класса воинства.
Эти вооруженные дворяне стали известны как самураи и в 1100 н.э. они являлись правящим классом в Японии. На поле боя, они помимо вышеуказанных качеств конной езды и стрельбы из лука, являлись мастерами и по другим видам оружия. В их числе было умение обращаться не только с луком, но и длинным мечом (катана), копьём, коротким ножом и смертельный рукопашный стиль боя, известный как джиу-джитсу.
В первые дни правления самураев бой без оружия считался подходящей формой ведения боевых действий для крестьян, но, так как война становилась все более и более неотъемлемой частью реалий японской политики, появились предпосылки, чтобы изменить это представление. К 1100-му году, самураи решают овладеть этой воинской культурой; их дети были направлены на обучение академиях в очень раннем возрасте, чтобы стать мастерами, а также быть готовыми к ведению войн, и джиу-джитсу была важнейшей частью обучения.
В ближайшие несколько столетий, эти академии появились во многих государствах, которые в то время покрывали Японию. Народы, населяющие государства имели относительный мир под властью военных диктатур, известный как сёгуны, и у каждого народа была своя армия высококвалифицированных самураев. Но власть сёгунов медленно слабела, и между враждующими нациями вырастала рознь.
В середине 1400 года пороховая бочка, на которую была похожа Япония того времени, наконец, взрывается, и острова погрузились в пучину войны. В течение следующих 200 лет Япония была втянута в почти непрерывные военные действия. Самураи были на передних планах для всех 200 лет этой войны, и в течение этого времени джиу-джитсу распространяется по островам подобно пожару.
Джиу-джитсу разработано в качестве безоружного боевого искусства в той культуре, где в основном все были вооружены, так что первые уроки были сделаны с применением атакующего оружия. Начинающих мастеров боевых искусств обучали защищаться от мечей, копий и ножей. В то время как захваты, удары по глазам, в нос, в область паха и другие жизненно важные органы тела человека были разрешены, поражало в джиу-джитсу совсем другим, так как самурайские доспехи сводили бы на нет эффективность вышеперечисленных приемов.
Самурай знал множество способов, как сбить бронированных противников, когда представлялась возможность, и бросить, чтобы закрепить доминирующее положение, а затем использовал все, что было в его распоряжении, нанося удары в выбоины для глаз противника до полной победы.
Борьба в партере противопоставлялась отчаянной драке на ногах, спокойствие и методичность движений на земле являлись аналогами современной конкурентоспособной джиу-джитсу. Самураи, отягченные бронёй, отчаянно отбивались от врагов, которые пытались ударить через щели в доспехах, нанося большой урон соперникам.
Наконец, война подошла к концу, и 1700-е годы стали золотым веком для самураев. Это период считается расцветом великих боевых школ, в каждой из которых были свои мастера боевых искусств. В отсутствие войны, ученики соперничающих школ оттачивали свои навыки ведения боя и проверяли их в смертельных дуэлях.
Именно в этот золотой век джиу-джитсу выросло, как самурайское учение в боевых академиях и именно в этот момент появляется огромное количество основных бросков, болевых и удушающих приемов, рычагов на конечности, ставших впоследствии обычной практикой. В каждой школе практикуются различные методы, и искусство раскололось на бесчисленное множество стилей, носящих названия этих школ. Одни концентрировались на бросках, другие – на борьбе, третьи – на ударах.
Несмотря на то, что джиу-джитсу называли “мягким искусством”, это было отчаянное искусство выживания, в котором ничего не использовалось, кроме навыков человека. Многие стили, используют в своих атаках лезвия, цепи, кусание противника, выкалывание глаз или просто чистую грубую силу, чтобы получить преимущество. Тем не менее, наиболее универсальные методики основаны на принципах с использованием рывков и рычагов, чтобы победить оппонента, а не силы. Вместо того, чтобы применять силу против силы, боец джиу-джитсу использовал силу противника против него самого и с помощью эффективной техники одолевал силу и агрессию – в этом заключается философский аспект джиу-джитсу. Следуя этому принципу, маленький человек может победить сильного и крупного противника.
Полученная комбинация бросков, заломов, болевых приёмов, захватов, рывков и оружия, являли собой смертельное и чрезмерно сложное искусство, которое было разделено на десятки стилей по островам Японии.
Но в 1853 году в мире самураев наступила смута, когда в Токийский залив под руководством коммодора военно-морских сил США Мэтью Перри подошли военные корабли, вооруженные современными пушками. Результатом явилось пробуждение японского народа для новой войны для их добровольного изгнания. Это ознаменует начало конца правления самураев и исчезновение классического японского джиу-джитсу. Многие мастера были вынуждены зарабатывать на жизнь врачебной практикой, используя своё знание анатомии. Другим приходилось сражаться за деньги. Их считали досадной помехой, странным, неприятным пережитком дикарского прошлого.
(продолжение следует)…
__________________________________________________________________________________________________________________
Источник: ufc-world.ru
Рубрики: Легенды, Статьи |
08.01.2014 в 0:19
Спасибо!
08.01.2014 в 12:02
Ну, Евгений, что сказать! Это уже не просто статьи, это целый научный доклад. С нетерпением жду продолжения!
08.01.2014 в 16:27
Круто когда будет продолжение очень интересно знать историю Бразильского джиу и клана Грейси Евгению респект за труд.