История джиу-джитсу. Хелио Грейси (часть 4)
30th January, 2014 | Автор: ЕвгенийВсем доброго времени суток, сегодня я продолжаю своё повествование о боевом искусстве семьи Грейси.
В 1920-е годы, Карлос Грейси был главой небольшой, но постоянно растущей академии, где он и его братья преобразовывали Кодокан дзюдо в бразильское джиу-джитсу. Карлос искал способы, чтобы привлечь внимание к “Грейси джиу-джитсу” и последовал примеру своего учителя Маэды, путем проведения публичных матчей против представителей других боевых искусств.
В начале 20-го века бои без правил (Vale tudo) становились популярны в Бразилии и служили идеальной платформой для демонстрации джиу-джитсу. Эти матчи имели минимальные правила и являлись предвестниками зарождения западных смешанных боевых искусств. Можно сказать, что эти матчи чем-то напоминали современные ММА, но правила в них могли варьироваться от простых до смешанных, что не всегда соответствовало духу названия – бои без правил.
Карлос бросил открытый вызов для каждого, кто хотел бы потягаться с бойцами “Грейси джиу-джитсу”. Позже этот вызов, который должен был привести клан Грейси и их искусство к всемирной известности, привёл к созданию Ultimate Fighting Championship (UFC), но об этом в другой части.
Карлос и его братья провели многие поединки в течение последующих сорока лет. Боксёры, профессиональные борцы и другие не менее талантливые оппоненты были в рядах их противников. Также им пришлось столкнуться с бойцами, обученными Капоэйре, поразительному боевому искусству, произошедшему от африканцев, привезенными в Бразилию в качестве рабов колонизаторами. Динамичное искусство работы ногами и ударов они замаскировали его как танец, чтобы одурачить свои хозяев. Представители клана Грейси выиграли подавляющее большинство из этих матчей.
Именно в этих матчах Vale Tudo, клан мог полностью проверить своё искусство и методы ведения боя в различных ситуациях. Эти бои не придерживались каких-либо ограничений, а иногда и походили на настоящие уличные драки, что лишний раз доказывало преимущества самообороны бразильского джиу-джитсу.
В то время как Освальдо, Гастао, Джордж и Карлос принимали участие в матчах вызова, Хелио Грейси искал больших боев на мировой сцене. В это время Хелио уже не был похож на того тщедушного паренька, каким он начинал свои занятия. Он стал намного здоровее, пройдя обучение, и представлял собой маленького человека с очень большой физической силой.
Будучи человеком худым и невысокого роста (160 см), Хелио искал наиболее оптимальные варианты приемов и тактики, которые бы позволили ему побеждать физически более сильного, рослого и тяжелого противника. При этом он исходил из идеи, в подавляющем большинстве случаев бой заканчивается сцепкой на земле, и у того, кто лучше подготовлен к схватке в таком положении, шансов победить больше.
Не следует ввязываться в обмен ударами руками и ногами. Надо использовать ошибки противника: когда тот теряет равновесие, проводит удар, медленно выходит из атаки, нужно немедленно сближаться, сковывать его захватом и стараться опрокинуть на пол. Хелио Грейси рекомендует подныривать под удары руками, уходя вниз. Когда противник бьет ногами, нужно захватывать атакующую ногу с последующим выведением из равновесия и сбиванием на землю. Самому же на удары полагаться нельзя, лучше использовать их только для провоцирования противника и при добивании.
После прорыва в обхват нужно выводить противника из равновесия, наклонять и сбивать вниз, одновременно стараясь прижаться к нему вплотную. В таком положении он не может эффективно контратаковать ударами коленями и локтями. В этом сближении с противником вплотную коренится главное отличие Грейси джиу-джитсу от классического дзюдо. Если в дзюдо большинство бросков проводят с захватом за рукав, отворот куртки или за пояс при полусогнутых руках (что оставляет противнику достаточное пространство для проведения ударов), в джиу-джитсу Грейси почти все броски выполняют из плотного обхвата. При этом главную роль играют обхваты ноги противника изнутри и снаружи, броски захватом за одну или обе ноги, проход за спину с последующим броском прогибом.
Оказавшись на земле, борец должен занять позицию всадника — сесть на противника сверху так, чтобы своими руками, ногами и весом тела сковать его движения, а затем провести серию ударов в лицо, болевой или удушающий прием. Садиться надо на живот или на грудь, в этом положении легче контролировать контратаки противника руками или ногами, в то время как сам атакующий может бить по лицу или туловищу противника без особых проблем. Кроме того, из такого положения легко перейти на перегибание или узел локтя. Если противник оказался в положении лицом вниз, боец должен провести удушение с помощью предплечья либо нанести удары кулаком (локтем) по затылку (вискам).
Хуже, если противник после падения сам прорвался в положение всадника. Но и в такой ситуации опытный боец может выйти победителем. Прежде всего, в этом положении нельзя позволить противнику наносить удары руками по лицу. Для этого его голову следует прижимать к своей груди, вязать ему руки. Затем, воспользовавшись ошибкой противника, нужно выходить в верхнее положение, отжимая ногой голову противника и опрокидывая его на спину рывком за ноги (или за ногу), если он сидит, широко расставив ноги. Кроме того, при высокой квалификации в такой ситуации противника можно задушить ногами при помощи треугольника, либо поймать на болевой прием.
Исходя из описанной тактико-технической схемы, Хелио Грейси строил тренировочный процесс. В нем главными элементами являются: сближение; перевод в партер; прорыв в позицию всадника; защита от противника в позиции всадника; защита от гильотины; атака перегибанием локтя или узлом на локоть; атака удушением предплечьем сзади.
В 1934 году, Хелио свёл бой с профессиональным борцом Владеком Збышко к ничьей, а также победил японского профессионального бойца японского джиу-джитсу Тапо Мийаки всего за 6 с небольшим минут.
В 1951 году Хелио осмелился послать вызов тем, кого считал сильнейшими в мире борьбы — лучшим мастерам Кодокана. К тому времени он уже более 20 раз становился чемпионом Бразилии. В ответ на приглашение в Рио-де-Жанейро прибыла команда сильнейших японских дзюдоистов того времени. Среди них были: обладатель 7-го дана, 13-кратный чемпион Японии Кимура Масахико (1917-1993; 170 см, 84 кг) – легендарный боец, один из лучших дзюдоистов всех времён и обладатель 6-го дана Ямагути, а также Като, обладатель 5-го дана. Оказывается, до родины дзюдо уже дошли слухи о замечательном мастерстве Грейси.
Первый поединок с Като Хелио Грейси закончил вничью, хотя японец абсолютно доминировал в стойке. Во время следующего поединка он сумел провести удушение из положения лежа на спине и выиграл встречу. Ямагути, опасавшийся травмы, от схватки отказался. В поединке Грейси — Кимура японец несколько раз успешно бросил бразильца, демонстрируя полное превосходство в бросковой технике. В конце концов, он атаковал Хелио очередным броском и начал проводить удержание. Хелио попытался выйти из опасного положения, но попался в замок плеча. Кимура выполнил прием безукоризненно, но Хелио продолжал сопротивляться, отказываясь признать поражение в явно безвыходной ситуации. Тогда Кимура усилил нажим и сломал левую руку бразильца в локте. Но и тогда Грейси не постучал по ковру. Схватку остановили лишь после того, как угол Грэйси выбросил на площадку полотенце знак поражения. Кимура был объявлен победителем техническим нокаутом. Не самое лучшее выступление клана Грейси они объяснили тем, что искусство джиу-джитсу принадлежит всем, а не только бразильским мастерам. Хотя Хелио Грейси думал по другому, о чем будет показано ниже.
Кимура был очень впечатлён упорством и техникой Хелио, наградил его 6-ым даном, вручил чёрный пояс по дзюдо и пригласил его приехать преподавать в Японию. Хелио вежливо отказался, а без того богатый арсенал техник и приемов бразильского джиу-джитсу пополнился новым приемом, названным в честь Масахико Кимуры. Во время матчей с дзюдоистами, бойцы проявляли уважение друг к другу, собственно говоря, это уважение относилось в равной степени и к любому другому боевому искусству.
К 1940 году джиу-джитсу распространяется по Бразилии, появляется очень много школ и академий. Они начинают соперничество между собой, отстаивая право назвать именно свой стиль и технику лучшими (что продолжается и по сей день в рамках ММА). В этом же году зарождается ответвление от бразильского джиу-джитсу, которое называлось Luta Livre. Разработал его Джордж Грейси, основной упор был сделан на спарринги соперников без ги – традиционной формы бойцов джиу-джитсу, то есть невозможно было захватить соперника за одежду, применить удушение ей и прочее, а также на заломы ног соперника.
Здесь нужно заметить, что клан Грейси был достаточно состоятельной семьёй. Они брали гонорары за свои уроки доступные только для среднего и высшего класса в Бразилии, которые были преимущественно светлокожими. Luta Livre стало боевым искусством низшего класса в Бразилии, многие из которых являлись потомками африканцев.
Сражение между Vale Tudo и Luta Livre будет преследовать бразильское боевое искусство десятилетиями. Дети Карлоса и Хелио должны были доказывать преимущество той или иной академии. В 1950 году Хелио открывает свою академию “Грейси джиу-джитсу”. Бесплатные места в академии были только для членов семьи Грейси, остальным приходилось платить, к тому же ряд техник и приемов был недоступен не членам клана – в этом проявляется отношение Хелио к джиу-джитсу, как семейному делу.
Существует одна довольно неприглядная история в биографии Хелио. Когда в уличном бою он почти убил чемпиона Luta Livre Маноэла Руфини дос Сантоса, то его едва не приговорили к двум с половиной годам тюрьмы. Спасло от заключения его то, что у одного из учеников его академии, Розалина Коэльо Лисбоа, брат был чиновником, очень близким к президенту, который упросил президента подписать помилование для Хелио, что стало решающим фактором в суде.
В это же время Хелио начинает обучать молодого юношу негра, подрабатывавшего уборщиком в академии. Вальдемар Сантана проявлял недюжие способности и быстро обучался. Заметив быстрый прогресс ученика, Хелио переводит его в класс более опытных учеников, а затем делает его одним из преподавателей классов. Вальдемар успешно выступал под знаменами академии Грейси на турнирах по боям без правил.
Так продолжалось около 5-ти лет, пока Вальдемар не совершил небольшую диверсию в академии. В один из выходных он должен был вычистить ковры для занятий, и видимо не закрыл мойку. Неизвестно сделал он это нарочно или случайно, но в понедельник Хелио зашел в академию и увидел, что она оказалась затоплена. Обмен горячими словами перед лицами учеников заканчивается тем, что Хелио увольняет Сантану с должности инструктора академии. Сантана ушел, но без дела сидеть не хотелось, и он устраивается в другую академию джиу-джитсу под руководством иного диссидента Арнольдо Брито.
Существует и иная версия событий, почему оба разругались. Чтобы зарабатывать деньги Сантана участвовал в рестлинг-шоу (постановочные бои), что очень не нравилось Хелио. В один из далеко не прекрасных дней он ставит Вальдемеру ультиматум (может как раз после затопления академии), либо он занимается с кланом и покидает рестлинг, либо остается зарабатывать деньги там, но уходит из академии. Какой вариант более правильный – думаю, что оба.
После периода напряжённых тренировок в другой академии, Вальдемар бросает вызов своему бывшему наставнику. Хелио немедленно согласился. К великому сожалению клана, Хелио проиграл. После 3 часов и 40 минут (как не смешно бы это звучало, но это был мировой рекорд по продолжительности проведённого боя на тот момент) противостояния Хелио пропустил соккер кик по голове. 26-летний Голиаф, превосходящий оппонента по габаритам раза в 3, победил 42-летнего тщедушного Давида. Оба были крайне измотаны этим боем, каждого под руки выводили с ринга. Честь семьи была полностью подорвана, ученики стали массово уходить из академии Грейси в академию Сантаны. Почти сразу же клан заявляет несогласие с результатом матча и просит провести бой с ещё одним представителем Грейси. Карлосу на тот момент было за 50, поэтому было решено, что против Сантаны выйдет его сын Карлсон.
(продолжение следует)…
_____________________________________________________________________________________________________________
Источник: ufc-world.ru
Рубрики: Легенды, Статьи |
30.01.2014 в 9:54
Офигенно. Прям, как очередную серию сериала посмотрел. Жду с нетерпением продолжения.
30.01.2014 в 10:03
Искренняя благодарность за статью! Вроде уже знаешь, но все равно интересно читать про становление любимого вида спорта
30.01.2014 в 23:44
Хелио Грейси крут конечно