История Джиу-Джитсу. Дзюдо путешествует по миру и Маэда отвечает Грейси (часть 3)
22nd January, 2014 | Автор: ЕвгенийВсем доброго времени суток, сегодня я продолжаю своё повествование о боевом искусстве семьи Грейси.
В конце 1800-х годов Кано Дзигоро упорядочил чрезмерно сложный набор стилей классического японского искусства джиу-джитсу в высокоэффективное кодокан дзюдо. Япония была теперь открыта миру – шла свободная торговля и обмен идеями с другими народами мира.
Кано был очень заинтересован в распространении дзюдо по всему миру, это было частью его желания сделать этот стиль олимпийским видом спорта. Он направил несколько своих учеников в США, чтобы продемонстрировать своё искусство. Один из них был пожилой человек по имени Томита, один из первых учеников Кано и участник турнира в Токио 1886 года. Он прекрасно владел техникой искусства, но, к сожалению, уже не так много стоил как боец. Вместе с ним в Америку поехал Мицуо Маэда (1878 – 1941) – один из лучших учеников Кано. Сначала он изучал классическое джиу-джитсу, но в возрасте 18 лет перешёл в школу Кодокан, где быстро стал одним из лучших. При необходимости именно Маэда должен был сражаться в поединках.
Конечно, вначале всё пошло не так хорошо, как хотелось бы. В Военной Академии Вест-Пойнт японцам предложили сразиться с игроком футбольной команды, размеры которого внушали настоящий страх. Маэда немедленно согласился. Футболист быстро сбил японца с ног и прижал к земле. На Западе борцовские поединки обычно решаются именно удержанием. Если вы в течение долго времени сможете удержать оппонента на спине, то вы победите. В дзюдо и джиу-джитсу напротив, пока вы держите противника ногами, пусть даже и лежите на спине, поединок продолжается. Тем не менее Маэда продолжил схватку и вскоре применил залом руки, вынудив футболиста признать поражение. Некоторые считали, что победил американец, так как сбил Маэду с ног и удержал его. Разногласие во мнениях заставило зрителей требовать ещё одного поединка. Томита был вынужден сразиться с футболистом. К ужасу Маэды, американец легко сбил его на землю и в этот раз действительно удержал его. Японцу ничего не оставалось делать, как корчиться под противником – для дзюдо это был настоящий провал. После такого конфуза Томита и Маэда расстались, Томита отправился на Западное побережье, а Маэда остался на Восточном, горя желанием восстановить репутацию дзюдо. Через некоторое время в городе Кэтскиллс, Верхний Нью-Йорк он выступил против местного чемпиона по борьбе, одержал впечатляющую победу и вернул своему искусству почёт и уважение.
Эта победа придала уверенности Маэде, и он бросил вызов тогдашнему чемпиону по боксу тяжеловесу Джеку Джонсону. Именно тогда зародилась традиция, согласно которой представители клана Грейси бросают вызовы тем или иным чемпионам мира по боксу. Так Хелио Грейси вызывал на бой Джо Луиса, сразу несколько представителей вызывали на бой Майка Тайсона. Джонсон проигнорировал вызов, положив в свою очередь начало традиции, согласно которой боксёры-тяжеловесы не обращают внимания на подобные вызовы.
Страствуя по Америке, а позже посетив Европу, Маэда сражался во многих профессиональных поединках, нарушая тем самым моральные заповеди дзюдо – часто приходилось прибегать к запрещённым техникам в дзюдо, которые были разрешены в классическом джиу-джитсу, а также сражаться за деньги. Возможно, именно поэтому он предпочитал называть своё искусство не дзюдо, а джиу-джитсу. Эти достижения Маэды сделали его легендой в Центральной и Южной Америке. Он сражался также в Англии и Испании под именем Граф Кома, ставшем известным там.
Из тысяч боёв, по словам его биографов, Маэда проиграл два. Один – технически – во время боя по правилам Греко-римской борьбы японец при проведении приёма коснулся лопатками земли, (видимо после многочисленных схваток по различным правилам и совсем без оных мастер перестал уделять им большое внимание и просто не учёл, что касание спиной – чистый проигрыш). А второй (и единственный бой, который он по настоящему проиграл) проходил в финале Чемпионата мира по той же греко-римской борьбе, когда Маэда встретился с Джимом Эдисоном – борцом на 35 см выше и почти в два раза тяжелее его.
Огромный опыт Маэды сказался на изменении его стиля борьбы. Например, как правило, он боролся с бойцами в обтягивающих штанах-трико и с голым торсом. Из-за этого многие классические приемы дзюдо, использующие захват за отворот или за рукав, оказывались невыполнимыми. Ведение боя до “полной отключки” тоже требовало пересмотра техники. Бросок на настил или удержание в этом случае выигрыша не приносили. Поэтому Маэда сконцентрировался на болевых и удушающих приемах, которые он проводил в основном в партере. Опыт боев с боксерами заставил Маэду разработать особую тактику поединка, которая позволяла уклоняться от ударов противника, сближаться с ним и навязывать ему удобную для себя борьбу в захвате. Он добавлял в свой арсенал новые техники и убрал те, которые считал неэффективными и разрабатывал собственный стиль, целью которого было успешное противодействие двум основным типам бойцов на западе – борцам и боксёрам, отходя от техники чистого дзюдо всё дальше и дальше.
В 1914 он впервые посещает Бразилию, и в течение следующих 7 лет он постоянно будет находится в северной части Южной Америки сражаясь на различных турнирах. Тем временем, Япония стремилась, подобно западным государствам обрести свои колонии, и Маэда должен был помочь в этом проекте. К тому времени он был уже очень известным во всем мире, и бразильское правительство учтиво преподнесло ему в дар 700000 акров земли, причем инициатором щедрого дара стал Гастао Грэйси. В 1921 году Маэда открывает собственную академию дзюдо, а также помогает японскому и бразильскому правительствам достигнуть договорённости, согласно которой Бразилия пустит на свою территорию большую группу японских иммигрантов. Именно Грейси пытался помочь ему, используя свои политические связи.
Гастао Грейси, сын шотландского эмигранта Джорджа Грейси был крайне недоволен поведением собственного сына Карлоса. Он просит Маэду обучить сына его искусству, чтобы тот стал более дисциплинированным. В возрасте 14 лет Карлос Грейси (1902-1994) начинает брать первые уроки у Маэды. Главные уроки, которые Маэда преподал Карлосу, были такими:
Искусство борьбы, с небольшими дополнениями может превратиться в крайне эффективный боевой стиль, который может нейтрализовать силу противника и использовать его слабости.
Спарринг позволяет ученикам успешно усвоить техники именно в таком виде, как они должны применяться в реальном бою.
Собственно техника джиу-джитсу.
Основная тактика, приносящая победу, та, с помощью которой можно сбить бойца-ударника с ног, тем самым лишая его главной силы (ударов руками и ногами) и обретая контроль (борцовские захваты на удержание).
В течение 8 лет Карлос обучался у мастера Маэды среди других учеников. В 22 года Карлос решает, что хочет посвятить свою жизнь развитию и совершенствованию джиу-джитсу. Он получает чёрный пояс и основывает собственную академию джиу-джитсу. Замечу, что Маэда много путешествовал и вплотную занимался вопросом колонизации Бразилии, оставляя юного Кралоса один на один с непонятными техническими деталями, которые тот постигал сам. Маэда как бы показывал первые шаги в освоении новой техники и обучал проверенной победной тактике. Кроме того, в качестве собственного наследия, он оставил бразильцам отличные методы тренировки, философию реального поединка и явные доказательства эффективности стиля. Поэтому, можно сделать вывод, что Карлос совершенствовал и развивал технику джиу-джитсу сам.
Первыми учениками Карлоса были его младшие братья – Освальдо, Гастао, Джордж и Хелио. Хелио был на 11 лет младше Карлоса, был слаб здоровьем, часто падал в обмороки, но и он всегда наблюдал за Карлосом и старался перенять его мастерство. Отчасти именно здесь начинаются споры о том, при ком из членов клана Грейси техника Маэды окончательно преобразилась в бразильское джиу-джитсу – Карлосе или Хелио? Каждая ветвь клана отвечает по-разному. Но вернёмся к повествованию. Карлос даёт уроки Хелио, но у него достаточно хрупкое тело, из-за чего возникают проблемы в применении тех или иных движений.
В 1925 году Карлос открыл первую Академию Грейси в Рио-де-Жанейро. Все братья Грейси стали инструкторами, кроме одного — Хелио.
Младший в семье и самый худосочный, он как-то не дотягивал до уровня преподавателя школы боевых искусств. Но Хелио внимательно наблюдал за тем, что происходило в Академии, и обдумывал собственную технику борьбы. Когда в 1928 году Карлос не смог прийти на занятие, Хелио подменил его и решил проверить свои идеи в действии — и они сработали. С тех пор младший Грейси стал понемногу изменять традиционную японскую технику, что позволило ему разделываться с оппонентами, которые почти всегда были крупнее и сильнее. Так родилась школа джиу-джитсу Грейси.
Братья Грейси обладали рядом преимуществ, благодаря которым они быстро продвинулись в развитии боевого искусства. Одним из них было число. Братьев было четверо, каждый занимался джиу-джитсу. Братья стали отцами огромного количества детей, многие из которых пошли по семейной линии и вначале изучили, а затем стали преподавать джиу-джитсу. Дети их детей, в свою очередь тоже не пожелали отходить от дела семьи. Прибавьте к этому многих учеников, которые были у семьи, из чего становится понятным, что недостатка в партнере по тренировкам Грейси никогда не испытывали. Клан Грейси были как бы исследователями, чьим полем деятельности был бой без оружия.
Другое преимущество – время. Грейси изучали джиу-джитсу всю жизнь и могли посвятить всё своё время исследованиям и тренировкам. Для доведения до совершенства той или иной техники уходили десятилетия. Ещё один не маловажный фактор – небольшие габариты противников. Все Грейси были невысокого роста и худощавого телосложения. Именно недостаток физической силы заставил их оттачивать технику до немыслимых пределов, делая главную ставку в поединке именно на неё.
И последнее преимущество – автономия. Традиционные боевые искусства обычно несут на себе отпечаток традиций, и любые изменения воспринимаются в штыки, как разбавление истины, открытой мастерами древности. Грейси же были предоставлены сами себе и отвечали за свои действия. Не скованные традициями и рамками, они могли свободно добавлять новые техники и убирать ненужные. Главным критерием отбора были не традиции и поклонение прошлому, а эффективность в бою.
В чём же были улучшения Грейси? Как вы помните Дзигоро Кано для того, чтобы ученики не травмировались на тренировках, убрал из стиля наиболее опасные техники, которые могли бы помочь в реальном поединке. Из множества захватов на удержание он оставил только залом руки в локте и удавки, запретив давить на лицо противника. Удары не применялись в спаррингах, ученики тренировались только в ги. Основной акцент стиля был сделан на зрелищность и броски, а не на эффективную борьбу на земле. Также существовал моральный запрет, запрещавший бойцам дзюдо биться с представителями других боевых искусств. Все эти ограничения здорово мешали развитию дзюдо как боевого искусства.
Общественные, нравственные и эстетические запреты были только препятствием для развития эффективности борьбы. Грейси увидели недостатки этих ограничений и устранили их. Кстати, когда Грейси приехали в Северную Америку, многие бойцы, против которых им приходилось выступать, критиковали их за недостаток этих запретов. Их целью было не просвещение общества, а боевая эффективность. Вслед за Маэдой они стали принимать участие в турнирах о смешанным боевым искусствам, чтобы ещё сильнее развивать джиу-джитсу.
Также изменения коснулись собственно техник. На многих турнирах был свой список правил, которому приходилось следовать. Грейси старались искать новые виды техник, чтобы обойти эти правила. И наконец – спарринги. В них вернулись заломы ног, шеи, спины, плеч, запястий и удары в лицо. Лишённые возможности изучать эти техники ученики становились уязвимыми в поединках против тех, кто знал такие приёмы и мог их использовать.
Главная разработка Грейси – тактика ведения боя и система начисления баллов, которая полностью отражала эту тактику. Заработать баллы в бразильском джиу-джитсу можно различными способами, каждый из которых представляет переход в такое положение, которое дало бы вам преимущество в реальной схватке.
(продолжение следует)…
_________________________________________________________________________________________________________________
Источник: ufc-world.ru
Рубрики: Легенды, Статьи |
22.01.2014 в 22:59
И снова Евгению большой респект за просвещение , жду не дождусь продолжения.
23.01.2014 в 8:17
Я Жене ставлю плюсы, даже ещё не читая. У парня реально талантище. Что сказать, просто здорово, что он решил писать здесь